• Послушать на ЯндексеСкачать zipiTunesТекст оперы

  • В ролях

  • Русалочка — Ariel
  • Сказочница — Александра Пряха (театр ТОФ)
  • Второй Принц — Николай Перминов (группа Cryptox)
  • Отец — Виталий Трофименко (главная роль в "2032")
  • Первый Принц, Второй Студент — Александр Солнышкин
  • Первый Бандит, Доктор — Виктор Аргонов
  • Второй Бандит, Первый Студент — Виталий Зданевич

  • Запись вокала: cтудия Евгения Гриванова,
  • cтудия Посторонним В, Complex Numbers Records

  • Актёры ошумления: Виктор Аргонов, Александр Барсук,
  • Юрий Шин, Ariel, Илья Пятов, Ника Бурименко

  • Бонус: старые версии арий (только в zip-архиве).

  • Предания неведомых миров [версия 2009]
  • Ты идёшь наверх [версия 2009]
  • Их жизнь [версия 2009]
  • Встретились мы здесь [версия 2010]
  • Здесь родится мир [версия 2010]
  • Жди этот день [версия 2010]
  • Часть 1

  • 01. Предания неведомых миров (инструментал)
  • 02. Сделать шаг (ария Сказочницы)
  • 03. Ты идёшь наверх (ария Отца)
  • 04. Первый Принц (сцена 18 апреля)
  • 05. Найти контакт (монолог 1-го Принца)
  • 06. Мир невиданных вещей (монолог Русалочки)
  • 07. Второй Принц (сцена 18 апреля)
  • 08. Сияние (ария Сказочницы)
  • 09. Их жизнь (ария Русалочки)
  • 10. Наблюдая за жизнью (монолог 1-го Принца)
  • 11. Бандиты (сцена 5 мая).
  • 12. Доктор (сцена 7 мая)
  • 13. Поверь (сцена 7 мая)
  • 14. Встретились мы здесь (ария 2-го Принца)
  • 15. Новые цели (сцена 8 мая)

  • Часть 2

  • 16. Познание сложного (инструментал)
  • 17. Зверюшки (сцена 6 июля)
  • 18. Здесь родится мир (ария 2-го Принца)
  • 19. Первый Студент (сцена 7 июля)
  • 20. Червь в муравейнике (сцена 7 июля)
  • 21. Единая власть (ария Русалочки)
  • 22. Второй Студент (сцена 8 июля)
  • 23. Видовая площадка (сцена 8 июля)
  • 24. Герой (ария 2-го Принца)
  • 25. О масштабах происходящего (монолог 1-го Принца)

  • Часть 3

  • 26. В том сне (ария Сказочницы)
  • 27. Зонд (сцена 15 июля)
  • 28. Федеральная трасса (инструментал)
  • 29. Самолёт (сцена 15 июля)
  • 30. Но крыльев нет... (монолог Русалочки)
  • 31. Юго-западный округ (сцена 15 июля)
  • 32. Последние минуты (инструментал)
  • 33. Всё было только сказкой (сцена 15 июля)
  • 34. Зачем? (ария Русалочки)
  • 35. Свой путь (ария Сказочницы)
  • 36. Главная программа (сцена 18 июля)
  • 37. Готовы ли мы (монолог 1-го Принца)
  • 38. Жди этот день (ария Сказочницы)
О ПРОИЗВЕДЕНИИ

"Русалочка" — вторая электронная опера композитора Виктора Аргонова. По форме она близка к "2032", но имеет несколько отличий. Опера состоит из трёх частей и длится 2 часа. В ней есть строгая система инструментовки (каждый инструмент имеет свой смысл), а все мелодии хотя бы раз проводятся в ариях или крупных инструментальных композициях (нет чисто фоновых тем). Также в "Русалочке" есть сцены, которые вовсе исполнены без музыки, имитируя документальную запись на диктофон, гиперреализм, характерный для драматругии Ильи Пятова, Валерии гай Германики и др. В сравнении с "2032", для "Русалочки" характерно более плотное звучание ритм-секции в аранжировках. Здесь стало меньше элементов диско 80-х, и больше — транса, электро и даже хардкора. Впрочем, мелодии, гармонии и режиссура вокала сохраняют уже привычную эстетику проекта.

Сюжет произведения относится к жанру научной фантастики. Действие происходит в современной России. Простой гражданин, прогуливаясь по берегу моря, встречает странную немую девушку. Она преследует его и вскоре излагает о себе невероятную историю, которая звучит как завязка сюжета сказки о Русалочке. Развитие событий показывает, что девушка действительно не является человеком. Узнавая жизнь людей, Русалочка и сама начинает понимать странность своей истории. Попытка разобраться во всём лишь увеличивает число загадок и углубляет понимание пропасти между ней и людьми. При этом, Русалочка понимает, что любовь Принца — далеко не единственное, что она может обрести здесь. Однако и цена этого может оказаться огромной...

Целевой аудиторией "Русалочки" являются люди, которым интересна трансгуманистическая футурология, метаэтика, научная фантастика и мелодичная электронная музыка

Произведение официально распространяется под лицензией http://creativecommons.org/licenses/by-nc/3.0, то есть разрешено любое некоммерческое использование материалов при условии упоминания авторства. Автор также даёт согласие и на любое коммерческое использование произведения в тех случаях, когда оно не является основным источником прибыли. Без обращения к автору музыку можно ставить на радио или в кафе, исполнять на собственных концертах, где большинство материала взято из других источников. Согласие автора требуется лишь для крупных коммерческих проектов, непосредственно посвящённых творчеству Виктор Аргонов Project, таких как постановка, экранизация и т. п.

Исходные материалы

Как и к опере "Легенда о несбывшемся грядущем", к опере "Русалочка" в будущем будут представлены детальные исходные материалы, открытые для свободного использования. На данный момент, однако, для скачивания доступны лишь инструментальные фонограммы и вокальные партии ("акапеллы") сольных арий (фрагменты 02, 03, 08, 09, 14, 18, 21, 24, 26, 34, 35, 38). Их можно использовать для создания ремиксов. Эти файлы представлены по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/me/src-dj. Каждый файл имеет название, состоящее из номера фрагмента и дескриптора типа партии: "voc" — вокал ("fin" — единая обработанная вокальная дорожка с эффектами, "raw" — необработанные вокальные партии, которые могут состоять из нескольких частей, звучащих одновременно), "ins" — инструментальная фонограмма, "mel" — грубая инструментальная версия вокальной партии. Последний тип партий может использоваться для облегчения записи вокала, но не для финального микса.

История написания

2005. Задумка, первые готовые строки текстов. Низкая интенсивность работ

В этом году, не смотря на самый разгар работы над оперой "2032", у Виктора Аргонова появляется идея второй мини-оперы "Русалочка" с Ariel в роли Русалочки. Первоначально планируется, что новая опера будет просто циклом из пяти песен без сценической речи, имеющим примерно следующий вид

  1. Первая ария Сказочницы (нынешняя ария "02. Сделать шаг") — в исполнении Елены Яковец
  2. Ария Отца (нынешняя ария "03. Ты идёшь наверх") — в исполнении Виталия Трофименко
  3. Первая ария Русалочки (осталась в стадии неясной задумки) — в исполнении Ariel
  4. Вторая ария Сказочницы (нынешняя ария "26. В том сне") — в исполнении Елены Яковец
  5. Вторая ария Русалочки (трансформировалась в большую группу фрагментов во второй части оперы) — в исполнении Ariel

Цикл предполагется фэнтэзийно-гротескным, отчасти реконструкционным, но без рационального объяснения действий. Концовка повторяет финал сказки Андерсена, а сон Русалочки рассказывает об альтернативном диснеевском хэппи-энде, которому не суждено сбыться. Общий дух условен: предполагается, что слушатель знаком с первоисточниками. Роль Принца в тексте не предполагается, сюжет иллюстрирует почти исключительно взгляд со стороны Русалочки. По существу работ, в 2005 году написаны лишь несколько строк, которые позже войдут в арию "22. В том сне".

2006. Переосмысление сюжета, первые готовые мелодии. Низкая интенсивность работ

В начале года под впечатлением минимализма Филиппа Гласса Виктор пишет авангардный набросок — музыкальную иллюстрацию известного в математике сценария Фейгенбаума (последовательности бифуркаций удвоения периодов колебаний). В будущем он ляжет в основу композиции "16. Познание сложного", но поначалу мыслится вне контекста "Русалочки".

Летом Виктор решает, что пятью песнями опера не ограничится: её длина может составить порядка часа. Появляется желание рационально обосновать сюжет — связать существование русалок с радиационными мутациями либо с инопланетным влиянием. Появляется идея посвятить оперу нанотехнологиям (это происходит ещё до знаменитой речи Владимира Путина, после которой тема становится скандально популярной). Решено, что действие "Русалочки" будет происходить во Владивостоке.

К концу года на базе старых набросков 1997-2001 годов написаны мелодии для инструменталов "01. Предания неведомых миров" и "28. Федеральная трасса", куплеты арий "35. Свой путь" и "09. Их жизнь". На фото — Виктор Аргонов, 2006 год.

2007. Средняя интенсивность работ

Написаны или собраны из старых запчастей ещё несколько мелодий (арии "21. Единая власть" и "02. Сделать шаг", припев арии "09. Их жизнь", куплет и припев арии "03. Ты идёшь наверх"). В частности, припев "03. Ты идёшь наверх" стал первой и пока что почти единственной мелодией автора, в значительной степени написанной при помощи компьютерной программы — автоматического композитора. Некоторые музыкальные идеи из этой мелодии также использованы при написании припева арии "09. Их жизнь". Уже в этом году предполагалось записать арию "02. Сделать шаг" с Еленой Яковец, но она загружена работой и фактически отходит от участия в проекте. В дальнейшем она вовсе уезжает в Санкт-Петербург. Запись этой песни откладывается почти на три года, запись каких либо вообще вокальных партий — на два года

К концу года по-настоящему готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28.

2008. Низкая интенсивность работ

Написаны куплет и припев арии "18. Место для нас", куплет арии "08. Сияние", и, пожалуй, более ничего значимого. Написание текста останавливается. За отдельными исключениями, он по-прежнему представляет собой, скорее, набор набросков, нежели готовых фрагментов. Сюжет остаётся сырым. В частности, в нём ещё отсутствует эсхатологический элемент, а главная драма разворачивается вокруг риска Русалочки не успеть вовремя поцеловать Первого Принца. Виктор и Ariel заняты деятельностью в рамках Complex Numbers. В частности, Виктор изготовляет анимационный клип на песню "Неизбежность", который завоёвывает немалую популярность на Youtube. К концу года у группы почти готов альбом "Последнее кольцо".

К концу года всё так же готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28. На фото — Ariel, 2008 год.

2009. Первые вокальные записи, готовность большинства мелодий и текстов. Высокая интенсивность работ

Почти полностью дописаны оставшиеся мелодии и тексты. С давними участниками проекта Виталием Трофименко (роль Отца) и Ariel (роль Русалочки) произведены первые вокальные записи для оперы — арии "03. Ты идёшь наверх" и "09. Их жизнь". Постепенно становится очевидно, что опера не укалыдывается в 1 час и по длительности будет сравнима с "2032". В качестве исполнителя роли Второго Принца в проект вступает солист группы CryptoX Николай Перминов, с которым записывается ария "14. Встретились мы здесь".

К концу года готовы бета-версии 7 фрагментов: 01, 03, 06, 09, 14, 16, 28. На фото — Николай Перминов, 2011 год.

2010. Готовность большинства вокальных записей. Средняя интенсивность работ.

В качестве исполнительницы роли Сказочницы в проект вступает актриса театра Тихоокеанского флота Александра Пряха, с ней записывается большинство арий. С Николаем Перминовым записывается ария "18. Место для нас". Остаются вакантными ряд ролей второго плана, предпринимается ряд неудачных попыток записи сценических номеров и создания шумового оформления. В целом, запись речи задерживается. Открывается данный сайт, корректируется сюжет и либретто, производятся некоторые другие работы.

К концу года готовы бета-версии 13 фрагментов: 01, 02, 03, 06, 08, 09, 14, 16, 18, 26, 28, 32, 38. На фото — Александра Пряха, 2006 год.

2011. Готовность большинства речевых записей. Высокая интенсивность работ

Появляются исполнители всех оставшихся ролей. Фриланс-актёр озвучки Александр Солнышкин берётся за роль Первого Принца, актёр минских театров Eye и ИнЖест Виталий Зданевич — за роли Второго Бандита и Студента. Сам автор — Виктор Аргонов — решает сыграть роли Доктора и Первого Бандита. Интенсивно записываются оставшиеся вокальные партии и сценическая речь. По мере увеличения степени готовности материала, выясняется, что опера по длительности не укладывается не только в ранее запланированный час, но даже и в 90 минут. Реальная длительность оперы составляет порядка 120 минут. Принято решение разделить её на три части, а не на две, как предполагалось ранее.

К концу года готово подавляющее большинство записей голосов для первой и второй частей оперы, но в связи с нерешённостью вопроса о шумовом оформлении сцен, за год не представлен ни один бета-фрагмент. На фото — Александр Солнышкин, 2009 год, Виталий Зданевич, 2010 год, Виталий Трофименко, 2007 год, Виктор Аргонов, 2009 год.

2012. Готовность шумового оформления и полной бета-версии оперы. Высокая интенсивность работ

С начала года записываются недостающие партии голосов. Летом начинается работа над шумовым оформлением сцен. В августе в бета-версии представлены целиком первая и вторая части оперы. 15 ноября представлена бета-версия третьей части оперы.

2013. Готовность официальной электронной версии оперы. Высокая интенсивность работ

Ведётся работа над готовой версией оперы: окончательно приводятся в порядок инструменты, дозаписывается один дополнительный фрагмент "25. О масштабах происходящего", производятся небольшие изменения в тексте некоторых фрагментов, стандартизируются громкости фрагментов.

2 июля представлена готовая электронная версия оперы. Именно этот день считается официальной датой готовности произведения.

В июле дополнительно представлены цензурная версия фрагмента "11. Бандиты" и выложен официальный набор старых версий некоторых арий (раздел "старые версии арий" на данной странице). В августе-сентябре произведён сбор средств на издание тиража аудио-CD оперы.

2014. Готовность обложки. Издание оперы на традиционном носителе.

В марте завершена работа над официальной обложкой оперы (выполнена студией Yamato Design). В апреле начаты продажи оперы на сервисе iTunes. 20 июня музыкальным лэйблом Dizzaster / Dark Media Group и творческим объединением Neane Records издан тройной аудио-CD оперы. .