Skip to content

Jamendo YouTubeApple MusicAmazon MusicVK

PeerTube Commons с текстомWikidataMusicBrainzarchive.org torrent-flac, torrent-mp3

Скачать zip-mp3zip-opus

В ролях:

Бонус: старые версии арий (только zip-архивах mp3/opus.

  • Предания неведомых миров [версия 2009]
  • Ты идёшь наверх [версия 2009]
  • Их жизнь [версия 2009]
  • Встретились мы здесь [версия 2010]
  • Здесь родится мир [версия 2010]
  • Жди этот день [версия 2010]

Часть 1

  1. Предания неведомых миров (инструментал)
  2. Сделать шаг (ария Сказочницы)
  3. Ты идёшь наверх (ария Отца)
  4. Первый Принц (сцена 18 апреля)
  5. Найти контакт (монолог 1-го Принца)
  6. Мир невиданных вещей (монолог Русалочки)
  7. Второй Принц (сцена 18 апреля)
  8. Сияние (ария Сказочницы)
  9. Их жизнь (ария Русалочки)
  10. Наблюдая за жизнью (монолог 1-го Принца)
  11. Бандиты (сцена 5 мая)
  12. Доктор (сцена 7 мая)
  13. Поверь (сцена 7 мая)
  14. Встретились мы здесь (ария 2-го Принца)
  15. Новые цели (сцена 8 мая)

Часть 2

  1. Познание сложного (инструментал)
  2. Зверюшки (сцена 6 июля)
  3. Здесь родится мир (ария 2-го Принца)
  4. Первый Студент (сцена 7 июля)
  5. Червь в муравейнике (сцена 7 июля)
  6. Единая власть (ария Русалочки)
  7. Второй Студент (сцена 8 июля)
  8. Видовая площадка (сцена 8 июля)
  9. Герой (ария 2-го Принца)
  10. О масштабах происходящего (монолог 1-го Принца)

Часть 3

  1. В том сне (ария Сказочницы)
  2. Зонд (сцена 15 июля)
  3. Федеральная трасса (инструментал)
  4. Самолёт (сцена 15 июля)
  5. Но крыльев нет… (монолог Русалочки)
  6. Юго-западный округ (сцена 15 июля)
  7. Последние минуты (инструментал)
  8. Всё было только сказкой (сцена 15 июля)
  9. Зачем? (ария Русалочки)
  10. Свой путь (ария Сказочницы)
  11. Главная программа (сцена 18 июля)
  12. Готовы ли мы (монолог 1-го Принца)
  13. Жди этот день (ария Сказочницы)

О произведении

«Русалочка» — вторая электронная опера композитора Виктора Аргонова. По форме она близка к «2032», но имеет несколько отличий. Опера состоит из трёх частей и длится 2 часа. В ней есть строгая система инструментовки (каждый инструмент имеет свой смысл), а все мелодии хотя бы раз проводятся в ариях или крупных инструментальных композициях (нет чисто фоновых тем). Также в «Русалочке» есть сцены, которые вовсе исполнены без музыки, имитируя документальную запись на диктофон, гиперреализм, характерный для драматургии Ильи Пятова, Валерии Гай Германики и др. В сравнении с «2032», для «Русалочки» характерно более плотное звучание ритм-секции в аранжировках. Здесь стало меньше элементов диско 80-х, и больше — транса, электро и даже хардкора. Впрочем, мелодии, гармонии и режиссура вокала сохраняют уже привычную эстетику проекта.

Сюжет произведения относится к жанру научной фантастики. Действие происходит в современной России. Простой гражданин, прогуливаясь по берегу моря, встречает странную немую девушку. Она преследует его и вскоре излагает о себе невероятную историю, которая звучит как завязка сюжета сказки о Русалочке. Развитие событий показывает, что девушка действительно не является человеком. Узнавая жизнь людей, Русалочка и сама начинает понимать странность своей истории. Попытка разобраться во всём лишь увеличивает число загадок и углубляет понимание пропасти между ней и людьми. При этом, Русалочка понимает, что любовь Принца — далеко не единственное, что она может обрести здесь. Однако и цена этого может оказаться огромной…

Целевой аудиторией «Русалочки» являются люди, которым интересна трансгуманистическая футурология, метаэтика, научная фантастика и мелодичная электронная музыка

Произведение (а также графические материалы и исходники) официально распространяется под лицензией Creative Commons BY-SA 4.0.

Исходные материалы

Как и к опере «Легенда о несбывшемся грядущем», к опере «Русалочка» в будущем будут представлены детальные исходные материалы, открытые для свободного использования. На данный момент, однако, для скачивания доступны лишь инструментальные фонограммы, вокальные партии («акапеллы») сольных арий (фрагменты 02, 03, 08, 09, 14, 18, 21, 24, 26, 34, 35, 38) и некоторые midi. Их можно использовать для создания ремиксов. Эти файлы представлены в данном архиве или Git. Каждый файл имеет название, состоящее из номера фрагмента и дескриптора типа партии: «voc» — вокал («fin» — единая обработанная вокальная дорожка с эффектами, «raw» — необработанные вокальные партии, которые могут состоять из нескольких частей, звучащих одновременно), «ins» — инструментальная фонограмма, «mel» — грубая инструментальная версия вокальной партии. Последний тип партий может использоваться для облегчения записи вокала, но не для финального микса.

История написания

2005. Задумка, первые готовые строки текстов. Низкая интенсивность работ

В этом году, несмотря на самый разгар работы над оперой «2032», у Виктора Аргонова появляется идея второй мини-оперы «Русалочка» с Ariel в роли Русалочки. Первоначально планируется, что новая опера будет просто циклом из пяти песен без сценической речи, имеющим примерно следующий вид

  1. Первая ария Сказочницы (нынешняя ария «02. Сделать шаг») — в исполнении Елены Яковец
  2. Ария Отца (нынешняя ария «03. Ты идёшь наверх») — в исполнении Виталия Трофименко
  3. Первая ария Русалочки (осталась в стадии неясной задумки) — в исполнении Ariel
  4. Вторая ария Сказочницы (нынешняя ария «26. В том сне») — в исполнении Елены Яковец
  5. Вторая ария Русалочки (трансформировалась в большую группу фрагментов во второй части оперы) — в исполнении Ariel

Цикл предполагается фентезийно-гротескным, отчасти реконструкционным, но без рационального объяснения действий. Концовка повторяет финал сказки Андерсена, а сон Русалочки рассказывает об альтернативном диснеевском хэппи-энде, которому не суждено сбыться. Общий дух условен: предполагается, что слушатель знаком с первоисточниками. Роль Принца в тексте не предполагается, сюжет иллюстрирует почти исключительно взгляд со стороны Русалочки. По существу работ в 2005 году написаны лишь несколько строк, которые позже войдут в арию «22. В том сне».

Виктор Аргонов

2006. Переосмысление сюжета, первые готовые мелодии. Низкая интенсивность работ

В начале года под впечатлением минимализма Филиппа Гласса Виктор пишет авангардный набросок — музыкальную иллюстрацию известного в математике сценария Фейгенбаума (последовательности бифуркаций удвоения периодов колебаний). В будущем он ляжет в основу композиции «16. Познание сложного», но поначалу мыслится вне контекста «Русалочки».

Летом Виктор решает, что пятью песнями опера не ограничится: её длина может составить порядка часа. Появляется желание рационально обосновать сюжет — связать существование русалок с радиационными мутациями либо с инопланетным влиянием. Появляется идея посвятить оперу нанотехнологиям (это происходит ещё до знаменитой речи Владимира Путина, после которой тема становится скандально популярной). Решено, что действие «Русалочки» будет происходить во Владивостоке.

К концу года на базе старых набросков 1997–2001 годов написаны мелодии для инструменталов «01. Предания неведомых миров» и «28. Федеральная трасса», куплеты арий «35. Свой путь» и «09. Их жизнь». На фото — Виктор Аргонов, 2006 год.

2007. Средняя интенсивность работ

Написаны или собраны из старых запчастей ещё несколько мелодий (арии «21. Единая власть» и «02. Сделать шаг», припев арии «09. Их жизнь», куплет и припев арии «03. Ты идёшь наверх»). В частности, припев «03. Ты идёшь наверх» стал первой и пока что почти единственной мелодией автора, в значительной степени написанной при помощи компьютерной программы — автоматического композитора. Некоторые музыкальные идеи из этой мелодии также использованы при написании припева арии «09. Их жизнь». Уже в этом году предполагалось записать арию «02. Сделать шаг» с Еленой Яковец, но она загружена работой и фактически отходит от участия в проекте. В дальнейшем она вовсе уезжает в Санкт-Петербург. Запись этой песни откладывается почти на три года, запись каких-либо вообще вокальных партий — на два года

К концу года по-настоящему готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28.

Ariel Николай Перминов

2008. Низкая интенсивность работ

Написаны куплет и припев арии «18. Место для нас», куплет арии «08. Сияние», и, пожалуй, более ничего значимого. Написание текста останавливается. За отдельными исключениями, он по-прежнему представляет собой, скорее, набор набросков, нежели готовых фрагментов. Сюжет остаётся сырым. В частности, в нём ещё отсутствует эсхатологический элемент, а главная драма разворачивается вокруг риска Русалочки не успеть вовремя поцеловать Первого Принца. Виктор и Ariel заняты деятельностью в рамках Complex Numbers. В частности, Виктор изготовляет анимационный клип на песню «Неизбежность», который завоёвывает немалую популярность на YouTube. К концу года у группы почти готов альбом «Последнее кольцо».

К концу года всё так же готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28. На фото — Ariel, 2008 год.

2009. Первые вокальные записи, готовность большинства мелодий и текстов. Высокая интенсивность работ

Почти полностью дописаны оставшиеся мелодии и тексты. С давними участниками проекта Виталием Трофименко (роль Отца) и Ariel (роль Русалочки) произведены первые вокальные записи для оперы — арии «03. Ты идёшь наверх» и «09. Их жизнь». Постепенно становится очевидно, что опера не укладывается в 1 час и по длительности будет сравнима с «2032». В качестве исполнителя роли Второго Принца в проект вступает солист группы CryptoX Николай Перминов, с которым записывается ария «14. Встретились мы здесь».

К концу года готовы бета-версии 7 фрагментов: 01, 03, 06, 09, 14, 16, 28. На фото — Николай Перминов, 2011 год.

2010. Готовность большинства вокальных записей. Средняя интенсивность работ

Александра Пряха

В качестве исполнительницы роли Сказочницы в проект вступает актриса театра Тихоокеанского флота Александра Пряха, с ней записывается большинство арий. С Николаем Перминовым записывается ария «18. Место для нас». Остаются вакантными ряд ролей второго плана, предпринимается ряд неудачных попыток записи сценических номеров и создания шумового оформления. В целом, запись речи задерживается. Открывается данный сайт, корректируется сюжет и либретто, производятся некоторые другие работы.

К концу года готовы бета-версии 13 фрагментов: 01, 02, 03, 06, 08, 09, 14, 16, 18, 26, 28, 32, 38. На фото — Александра Пряха, 2006 год.

2011. Готовность большинства речевых записей. Высокая интенсивность работ

Появляются исполнители всех оставшихся ролей. Фриланс-актёр озвучки Александр Солнышкин берётся за роль Первого Принца, актёр минских театров Eye и ИнЖест Виталий Зданевич — за роли Второго Бандита и Студента. Сам автор — Виктор Аргонов — решает сыграть роли Доктора и Первого Бандита. Интенсивно записываются оставшиеся вокальные партии и сценическая речь. По мере увеличения степени готовности материала, выясняется, что опера по длительности не укладывается не только в ранее запланированный час, но даже и в 90 минут. Реальная длительность оперы составляет порядка 120 минут. Принято решение разделить её на три части, а не на две, как предполагалось ранее.

К концу года готово подавляющее большинство записей голосов для первой и второй частей оперы, но в связи с нерешённостью вопроса о шумовом оформлении сцен, за год не представлен ни один бета-фрагмент. На фото — Александр Солнышкин, 2009 год, Виталий Зданевич, 2010 год, Виталий Трофименко, 2007 год, Виктор Аргонов, 2009 год.

2012. Готовность шумового оформления и полной бета-версии оперы. Высокая интенсивность работ

С начала года записываются недостающие партии голосов. Летом начинается работа над шумовым оформлением сцен. В августе в бета-версии представлены целиком первая и вторая части оперы. 15 ноября представлена бета-версия третьей части оперы.

2013. Готовность официальной электронной версии оперы. Высокая интенсивность работ

Ведётся работа над готовой версией оперы: окончательно приводятся в порядок инструменты, дозаписывается один дополнительный фрагмент «25. О масштабах происходящего», производятся небольшие изменения в тексте некоторых фрагментов, стандартизируются громкости фрагментов.

2 июля представлена готовая электронная версия оперы. Именно этот день считается официальной датой готовности произведения.

В июле дополнительно представлены цензурная версия фрагмента «11. Бандиты» и выложен официальный набор старых версий некоторых арий (раздел «старые версии арий» на данной странице). В августе–сентябре произведён сбор средств на издание тиража аудио-CD оперы.

2014. Готовность обложки. Издание оперы на традиционном носителе

В марте завершена работа над официальной обложкой оперы (выполнена студией Yamato Design). В апреле начаты продажи оперы на сервисе iTunes (сегодня называется Apple Music). 20 июня музыкальным лэйблом Dizzaster / Dark Media Group и творческим объединением Neane Records издан тройной аудио-CD оперы.

ПРЕССА, РЕВЬЮ, ОЦЕНКИ

Кто такая новая аргоновская Русалочка и почему она могла бы стать современным Прометеем

Композитор из Владивостока смешивает в своих техно-операх философию, науку и музыку

Я, Не-Я и загадки сознания

В Дальневосточном федеральном университете на кафедре «Основы биологии человека и биоэтики» программе обучения от 2017 года содержится задание по написанию эссе после прослушивания Русалочки:

Русалочка Виктора Аргонова в плане университета

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЛОЖКИ